You are here

4.3 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОГО ДОХОДА ЗА РУБЕЖОМ

Налог с личного дохода - один из самых важных в западных странах и практически все налоговые реформы предусматривали изменения в нем. Верхний размер ставок этого налога в разных странах варьируется от 30 до 57%. С 1986 года произошло практически повсеместное снижение уровня ставок данного налога. Снижение это было неравномерным от десятков пунктов (Швеция, Новая Зеландия, Великобритания, США, Япония) до 1 пункта в Люксембурге.

В то же время изменение значений первых положительных ставок происходило в разных направлениях: от снижения на 11-12 пунктов (Австрия, Нидерланды) до повышения на 16-17 (Швеция, Испания). Основной причиной таких перемен стало сочетание расширения налоговой базы, желания понизить прогрессивность налоговой шкалы и частично компенсировать потери бюджета от общего снижения уровня налогообложения. В любом случае эти изменения диктовались скорее соображениями экономической эффективности и горизонтального равенства, нежели желанием обеспечить справедливость по вертикали. [4]

Расширение налоговой базы происходило путем отказа или уменьшения вычетов из дохода определенных расходов (расходов домовладельцев на содержание домов или деловых расходов) или включением новых форм дохода в налогооблагаемый доход (доходов по акциям и облигациям и доходов от прироста капитала). Как правило, пенсии и пособия по временной нетрудоспособности облагаются подоходным налогом, большинство стран включает в облагаемый доход и пособия по безработице.
В последние годы наметилась тенденция в ряде стран-членов ОЭСР (Австралия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия) к выведению взносов работников на социальное страхование из налоговой базы. Это объясняется тем, что платежи по социальному страхованию приравниваются к налогу и, тем самым, проявляется стремление избежать двойного налогообложения.

Еще одним способом расширения налоговой базы стало введение альтернативного налога (как доли валового дохода в Канаде и США) или дополнительного налога (на валовой доход или близкую к нему величину в Дании и Норвегии). Эти налоги применяются только по отношению к наиболее высокодоходным группам населения с тем, чтобы избежать укрытия ими части доходов через вычеты процентных доходов или какие-либо другие пути.

Крупным вопросом, касающимся стимулирующей функции налогов, является следующий: побуждают или нет налоговые системы налогоплательщиков скорее брать взаймы нежели сберегать? Так, в Дании и Норвегии стремление избежать такого искажающего воздействия на поведение налогоплательщиков было одной из главнейших целей налоговой реформы. Как следствие этих шагов, хотя и не только их, частные сбережения в Дании выросли на 4%. Часто встречались случаи, когда отменялись вычеты из налогооблагаемой базы уплаченных процентов по потребительскому кредиту, хотя, возможно, основным мотивом этого явилось желание увеличить доходы казны (об этом прямо было сказано в США). Но совершенно определенно известно, что отмена налоговых льгот для владельцев мелких сбережений в Японии (кроме пенсионеров и инвалидов) явилась результатом стремления к достижению вертикального и горизонтального равенства. Эта льгота активно использовалась в Японии для уклонения от налогов, и, кроме того, было признано, что склонность к сбережениям в этой стране слишком высока.

В то время, как большинство стран отказывались или уменьшали налоговые стимулы для владельцев недвижимости, Франция и Великобритания, напротив, предприняли ряд шагов, побуждающих к частным производительным инвестициям. Практически все страны предусматривают льготное налогообложение доходов от прироста капитала и дивидендных доходов для работников-владельцев акций своих предприятий с целью стимулирования участия работников в собственности.

Общей тенденцией для развитых стран является ведущая роль налога на недвижимость или аналогичных ему налогов в составе источников доходов местных бюджетов. При этом имущественные налоги составляют достаточно значительную долю по отношению к прибыли корпораций: от 4-5% (Швейцария, Великобритания) до 10-20% (США, Франция) [4]

Подоходное налогообложение в США
Наибольшее значение в американской налоговой системе имеют прямые налоги, а именно налоги на личные доходы (индивидуальный подоходный налог), целевые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги на прибыли корпораций. 48 % доходной части федерального бюджета приходятся индивидуальные подоходные налоги; 34% бюджета на налоговые отчисления в фонды социального обеспечения.

Для индивидуального налогообложения в США характерны следующие особенности:

  • прогрессивный характер налогообложения;
  • дискретность налоговых отчислений - каждая более высокая ставка применима лишь к строго определенной части облагаемой суммы;
  • регулярное изменение в законодательном порядке ставок налогообложения;
  • универсальность обложения - при равенстве сумм дохода обычно действуют одинаковые налоговые ставки;
  • наличие большого количества целевых скидок, льгот и исключений;
  • обособленность от налоговых сборов в фонды социального обеспечения;
  • фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащий налогообложению.

В течение нескольких лет предельная ставка подоходного налога на богатейшие слои американцев непрерывно снижалась: в 1954 - 1962 гг. она составляла 91 %, в 1962-1981 - 70 %, с 1981 г. - 50 %. В начале 2000-х гг. максимальная ставка индивидуального подоходного налога составляла 33 %, минимальная - 10 %.

Вторая по величине часть федеральной системы налогообложения - взносы в фонды социального обеспечения - состоит из нескольких компонентов. В нее входят налог для целей социального страхования; налог для обеспечения медицинского обслуживания; выплаты в федеральный фонд пособий по безработице в форме отдельного налога. Ставка налога одинакова для работодателей и работников: 6,2 % при максимальной величине налогооблагаемой суммы 72 600 дол. в год на 1999 г. и 76 200 на 2000 г. Для уплаты этого налога каждый наниматель проводит отчисления от полной суммы выплаченной заработной платы и всех прочих вознаграждений. Таким образом, общая величина налоговых сборов составляет 12,4 % фонда заработной платы.

Подоходное налогообложение в Германии
Налоговая система ФРГ представляет собой сложную разветвленную систему, охватывающую практически все стороны жизнедеятельности общества. В ее основе лежит принцип множественности налогов (их свыше 50). Налоговые сборы приносят около 80 % доходов бюджета.

Налоговая система ФРГ в первую очередь опирается на подоходный налог (более трети общей суммы налоговых поступлений).
В настоящее время налогообложение доходов физических лиц в ФРГ осуществляется в соответствии с положениями Закона о подоходном налоге 2003 г. Подоходное налогообложение физических лиц осуществляется в тех случаях, когда лицо признается налогоплательщиком и имеет облагаемые доходы.

Обложению в ФРГ подлежат следующие виды доходов нерезидента, полученные в стране:

  1. Прибыль от сельского и лесного хозяйства, находящегося в ФРГ;
  2. Прибыль от производственной деятельности:
  • находящегося в ФРГ филиала или постоянного представительства;
  • собственных или чартерных судов и самолетов, относящаяся к перевозкам по территории ФРГ, - в размере 5% от суммы реализации за перевозку;
  • прибыль от отчуждения имущества производственного и непроизводственного назначения;
  • Прибыль от оказания профессиональных услуг или от прочей деятельности независимого характера, выполненной или использованной в ФРГ или при наличии постоянной базы в ФРГ;
  • Поступления от несамостоятельной работы, выполненной или использованной в ФРГ, а также вознаграждение за деятельность в качестве директора, прокуриста, председателя корпорации с местом нахождения правления в ФРГ;
  • Все вознаграждения членам наблюдательного совета корпорации подлежат налогообложению в размере 30% от суммы поступлений;
  • Доходы от капитала (проценты, дивиденды и т.д.);
  • Доходы от культурно-массовых мероприятий на территории ФРГ (выступлений артистов, спортсменов, и т.д.);
  • Доходы от реализации произведений искусства, от литературной и журналистской деятельности в изданиях, выходящих на территории ФРГ либо вещающих на территории ФРГ (правило не распространяется на Интернет-издания, за исключением случаев, когда они добровольно зарегистрировались в Германии в качестве средства массовых коммуникаций).
  • Поступления от сдачи находящегося в ФРГ имущества в аренду (в том числе в лизинг).
  • Получение лицензионных платежей и доходов от предоставления авторских прав, торговых знаков и технологий, используемых в ФРГ.
  • Получение в ФРГ пенсий и прочих социальных выплат (за исключением специальных выплат и пенсий жертвам тоталитарного режима Германии во время Второй мировой войны).
  • При налогообложении доходов физических лиц в Германии действует общий принцип, что доходы должны облагаться в стране, от источников внутри которой они получены. [5]

    Максимальная ставка налога составляет 42%, минимальная ставка подоходного налога для нерезидентов установлена в размере 25%.
    Важной отличительной особенностью подоходного обложения в ФРГ выступает наличие системы так называемого "семейного налогообложения": особенности имущественного статуса и заработков отдельных лиц, состоящих в определенной степени родства, подлежат учету при определении порядка налогообложения, а в отдельных случаях могут облагаться совместно. [6]

    Подоходное налогообложение в Японии
    Налоговая система Японии является двухуровневой в связи с унитарным устройством государства и включает налоговые поступления центрального правительства (около двух третей всех налогов) и налоговые поступления местных органов власти (одна треть).
    Основу доходов бюджета центрального правительства составляют прямые налоги. Наибольшие поступления в государственный бюджет приносит подоходный налог с юридических и физических лиц (65 % всех налогов).

    Для подоходного налога с физических лиц применяются пять ставок, установленных по прогрессивной шкале: 10, 20, 30, 40 и 50 %. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Кроме того, необлагаемый минимум учитывает семейное положение налогоплательщика. Дополнительными налоговыми льготами пользуются многодетные семьи. В целом . у людей среднего достатка может освобождаться от подоходного налога более 30 % доходов. В 1998 г. правительством был принят и осуществлен в качестве временной меры план всеобщего сокращения подоходного налога на сумму 4 трлн иен.

    Налоги, поступающие в бюджеты местных органов власти, аналогичны поступающим в бюджет центрального правительства: подоходные, имущественные и потребительские. Из общей суммы налогов более половины приходится на подоходные налоги.
    Подоходный префектурный налог с физических лиц взимается по трем ставкам: 5, 10 и 15 %. Действуют также местные подоходные налоги.

    К началу главы
    Дальше
    Назад